«Роль
исторических источников в обучении учащихся Карабахских реальностей»
Правда
заключается в том, что об истории одной страны и одного народа историк может
сказать, примерно, то же самое, что и сам народ этой страны о себе. Азербайджан со своими обширными
территориями и богатой историей занимает свойственное себе географическое и
стратегическое место среди Восточных и Западных стран, с их общественно - экономической и политической жизни.
Говорят, знание и ум как правая и левая
рука. Когда они объединяются, быстро достигается любая цель. Прежде чем
исследовать историю любой страны надо исследовать ее исторические отношения с
соседними странами и на основе этих исследований можно многое узнать об этой
стране, это является испытанным методом. В наше время одним из требований к
уроку историй является его эффективность. Для достижения эффективности учитель
должен знать все детали, компоненты и связи этого процесса и внедрять учащимся
каждый раз.
История - это
зеркало прошлого, всегда играла важную роль в истории, было фильтром в мышлении
человечества. История средневековья имеет особое значение. В связи с этим история Азербайджана ХVIII-XIX веков играют важную роль в изучении
исторических источников и научных монографий. Для развития и продвижения
образования, глобальные задачи, возложенные перед ним, для того, чтобы
достигать нужные цели, надо использовать мировой опыт. От этого зависит будущее
нашего национального образования.
С начала XIX века
армяне начали переселяться на наши исконно исторические земли. Это было
результатом того, что во время русско-иранской войны наша территория была
разделена на две части. Наша добросердечность, открытость позволила армянам
переселяться в наши земли. Мы просто пожалели их… и зря. История показала, что
не надо было их жалеть…
Я, историк и преподаю уроки историю Азербайджана
в IX классе «Карабахское ханство», в X классе «Массовое переселение армян на Северный Азербайджан»,
XI классе «Карабахская война». В процессе преподавания темы
рассказываю учащимся о героизме соотечественников, как они сражались против
армянских головорезов, о Ходжалинской трагедии, где армяне показали свое
истинное лицо фашиста. Мои ученики внимательно слушают и делают выводы. Они
собирают сведения о героях, слушают воспоминания своих дедов, отцов,
родственников. Это оказывает положительное влияние с одной стороны, с другой
стороны растет любовь моих учеников к родной земле и своим героям, к своей
Родине.
С помощью летописи «Карабахнаме» можно
более обширно, более точно передать всю правду о Карабахских реальностях.
Одним из исторических источников
является «Карабахнаме» Мирзы Адыгезал бека. Автор родился в конце 80-х годах ХVIII века в Шуше. Хочу отметит, что Мирзы
Адыгезал бек наряду с азербайджанским языком прекрасно знал арабский,
персидский, русский и старотурецкий языки. В 1801 году после объединения Грузии
с Россией Адыгезал бек работал в русских учреждениях как переводчик
конфиденциальных писем. В фундаментальным труде «Гюлистан-и-Ирам» А. Бакиханого
и в своем произведении М. Адыгезал бека есть интересный факт, что он
восстановил Мавзолей Низами Гянджеви.
Произведение написано в 1845 году. Здесь рассказывается о политическом
положении Карабахе с 1736 года до 1828
год. Произведение состоит из введения, 12 частей и концовки. Однако, в отличие
от Бакиханова несмотря на то, что произведение написано на родном языке,
письменно написал другой человек – каллиграф.
Надо отметит, что работа было переведена
и на армянский язык. Мирза Адыгезал бек умер в 1848 году и похоронен в селе
Рагимли в Геранбое. (Источник. Азерб. ССР ЭА Доклады, № 5, 1948-ой год). («Карабахнамэ» I книга. Баку 1991 стр.5- 102).
Другой источник
- это произведение Мирзы Юсифа Карабаги «История-Сафи». М.Ю.Карабаги (1798-1864)
является одним из летописцев. Он написал это произведение на персидском языке и
обяснил почему называется так. «Я некоторое время занимался чтением книг, в
совершенстве изучил их и решил написать историю без обман, написать правду,
только достоверными фактами, потому что видел всю фальсификацию истины». («Карабахнамелер» Баку.1991.II книга. стр. 6-8). Здесь интересно
то, что Мирза Юсиф (Нерсесов) был армянином, человеком армянского
происхождения, несмотря на это он не
отрицает их мошенничество.
Другой источник – после Мирзы Адыгезал
бека об истории Карабаха на азербайджанском языке написал Мир Мехти Хазани
«Книга об истории Карабаха». Автор пишет «Эта книга состоит из введения и из 24
частей и концовки». («Карабахнамелер». II книга. Баку. 1991. стр. 97).
В книге подробно описаны состояние
Карабаха во времена Сефевидов, о тех
временах, когда Гянджа была центром Карабахского бейлербейлика. В то же время автор рассказывая о Зиядоглулар,
помимо этого о Панахали хане, о его родословне, а также об основании и
реконструкции города Шушы в территории Карабахского ханство о меликах «Хамса».
Причем, особенно выделяется то, что мелики не были армянского происхождения.
В VII
главе произведении рассказывается как чар Грузии Иракли II в 1752 году взял в плен Панахали хана, Карадагского хана – Казим хана, Нахичеванского хана –
Гейдаркулу хана, Гянджинского хана – Шахверди хана и как Гаджи Челеби спас этих
ханов, и как хан Урмии – Фатали хан
Афшар вошел в Карабах, взял в плен Ибрагимхалил ага и увез его в Урмию и как
Ибрагимхалил ага взял власть в свои руки. Первое нашествие Ага Мухаммед хана
Гаджара и русского генерала Зубова в Азербайджан,
политика азербайджанского ханства по этому направлению, второе нашествие
Гаджара и казнь М.Панах Вагифа, после смерти Гаджара правил ханством Фатали
шах, его отношения с Ибрагимхалил ханом, все происходящее в 1800-1803 годах,
нашествие Сисианова Гянджинское ханство, смерть Джавад хана, договор
«Кюрекчай», в 1806 году казнь Ибрагимхалил хана и членов его семьи, объявление
Мехтикулу аги ханом, а также о договоре «Гюлюстан» в 1813 году, в 1826 году
началась война между Россией и Ираном, оккупация Тебриза (в 1827 г . 13 октября), о
договоре «Туркменчай» в 1828 году – это очень нужные и интересные сведения. И в
конце книги отмечается, что 1747-1828 годах в Карабахе велись строительные
работы и краткое сведения о городах Карабаха. Глубоко любящий свой родной язык
Мирмехти Хазани написал произведение и для детей, и опубликовал его в 1884
году.
Четвертый источник – еще более
интересен. Автор книги «Ахвалати-Карабах» Бахарлы является внуком Мирзы Вали
Бахарлы, который был близким помощником Ибрагим хана. В произведении автор
пишет об архитектурных памятниках, исторических личностях, о традициях,
этнографии Карабаха. Как написано в самом
источнике «… книга было написано по мусульманскому календарю
1306г, а по христианскому календарю 1888 г.» В книге автор пишет, что Карабах
имеет многовековую историю. Книга состоит из 12-ти частей. В книге указаны как
обосновался крепость Шуша, о правителях Карабаха, о его известных, остроумных
людях, об экономике, о традициях, о фольклоре Карабаха. Одним из интересных
аспектов является информация об архитектуре города. Главным «мехелле» города
считали «Хан еви» («Дом Хана»), а их всего было около 20-ти. Шуща в то время
был центром культуры, торговым центром, кроме этого в городе были месчиди
(храмы), караван-сараи и магазины. В книге написано и о талантливых учителей, о
людях, которые занимались наукой, воспитывали всесторонне развитых, одаренных детей.
Дети помимо родного языка знали персидский, арабский, русские языки. Они
свободно говорили и писали на этих языках. Автор указывает, что кроме родного
языка надо изучить и иностранные языки. (Источник «Карабахнамелер». II книга. Баку. 1991. стр. 271 - 306)
В процессе обучения учащиеся должны
узнать правду о Карабахе, должны при исследовании прийти к выводу, каковы на
самом деле были намерения армян. Практика показывает, что при проведении такого
урока в процессе обучения ученики еще ближе знакомятся, гордятся историей
родной земли. И это вдохновляет их еще больше любить и дорожить репутацией своей
Родины.
Источники и литературы:
1. Источник. Азерб. ССР ЭА Доклады, № 5, 1948-ой год).
2. Аббас - Кули - Ага
Бакиханов « Гюлистан- и Ирам» Баку 1991.
3. «Карабахнамелер» I и II книги. Баку 1991.
4. Й.
Сафаров «Древний Азербайджан: что мы знаем». Баку 1989
Азербайджанская Республика, город Ширван, учитель истории средней школы №
11 им. Т. Багирова Асадов Сейюб Асад оглы, победитель конкурса «Лучший
учитель», состоявшийся в 2015 году