Yazıdan tərcümə: ...Ötən əsrdə Azərbaycan türklərinin yetişdirdiyi elm və
ziyalıların ən görkəmli simalarından biri prof. Dr. Səlahəddin Xəlilov ictimai
elmlərin bütün sahələrində, xüsusən də fəlsəfi cərəyanlarda geniş mədəni təcrübəyə
malik olan mütəfəkkirlərdəndir. Xəlilov ailəsindən və uşaqlığını keçirdiyi
Borçalı bölgəsindən ilhamlanaraq türk mədəniyyəti eşqi ilə böyüyüb. Bu güclü milli mədəniyyət ona milliliyi elmə, elmi
isə milliliyə qurban verməyən bir şəxsiyyət kimi formalaşdırmışdır...Xəlilovun
mədəniyyət anlayışının mühüm əsası onun tarixi dərk etməsidir. Bəşəriyyət
tarixinə nikbin yanaşma irəli sürən Xəlilovun mədəni sintez ideyası və idealı həm
də onun tarixi dərk etməsi ilə bağlıdır. Şərq və Qərb dəyərlərinin
inteqrasiyası və bəşəriyyətin yeni idealının reallığa çevrilməsi istiqamətində
atılacaq addımları istiqamətləndirəcək fəlsəfi düşüncədir...
Yazının mənbəyi:
https://istina.msu.ru/conferences/435808706/?fbclid=IwAR3JxHY9t061c1Jd8nZ_O9DnaS9QXWIc3bGyxvgQGtEK7qGqTl-JDLJSL3o
Foto: https://www.facebook.com/photo/?fbid=210702012632048&set=pob.100009751114217
Салахаддин Халилов и его философские идеи
Охват: Международная
Даты проведения: 18 февраля 2022
Место проведения: Стамбул, Турция
Организатор:
Университет Ускюдар, Стамбул, Турция
Число участников: 50
Число участников из МГУ: 1
Число докладчиков: 14
Веб-сайт: https://uskudar-edu-tr.zoom.us/j/6486785684
Описание конференции:
Вступительное слово Абульфаз Сулейманлы (модератор) С
любовью и уважением приветствую всех вас этим теплым февральским утром в
Стамбуле, одном из самых красивых городов мира. Мы хотели бы выразить нашу
благодарность каждому из вас за участие в международном онлайн-симпозиуме под
«Философские мысли Селахаттина Халилова», проводимом журналом Özn, одним из ведущих философских изданий Турции. Да, как
можно понять из названия симпозиума, основным предметом нашей научной
деятельности сегодня является философия, и одним из авторитетных имен в этой
области в тюрко-исламском мире является Селахеттин Халилов. Нет общества,
которое не испытало бы влияния философии и не развивалось бы без философии.
Когда мы думаем, что философия присутствует во всех сферах жизни и является
главным источником мышления, мы понимаем, что без философии не может быть
мышления и без мышления не может быть развития. В наcтоящий период, который быстро меняется, а проблемы
становятся все более и более сложными, философия как никогда актуальна.
Потребностьв философии, возрастает день ото дня. - Общества, состоящие из
думающих и вопрошающих индивидуумов, не только будут развиваться дальше, но и в
обществах, где философия не известна хорошо и интенсивно, конфликты будут
неизбежны как естественный результат догм и табу. Учитывая процессы изменения
нашей традиции мышления, интеллектуалы и люди, которые производят идеи, имеют
большое значение для турецкой культуры, чтобы служить турецким народам,
удовлетворять их потребности и достигать уровня, достойного нашей истории. Один
из самых выдающихся деятелей науки и интеллигенции, воспитанный азербайджанскими
тюрками в прошлом веке, проф. Селахеддин Халилов - один из наших мыслителей,
обладающих обширным культурным опытом во всех областях социальных наук,
особенно в философии. Мыслитель, открывающий новые горизонты в тюрской мысли:
Селахаддин Халилов Проф.Ердинж Язычы Учитывая процессы изменения традиции
мышления, интеллектуалы и люди, которые производят идеи, имеют большое значение
для тюрской культуры, чтобы служить турецким народам, удовлетворять их
потребности и достигать уровня, достойного нашей истории. Один из самых выдающихся деятелей науки и интеллигенции,
воспитанный азербайджанскими тюрками в прошлом веке, проф. Др. Селахеддин
Халилов - один из мыслителей, обладающий широким культурным опытом во всех
областях социальных наук, особенно в философских движениях. Халилов
воспитывался в любви к турецкой культуре, вдохновленной его семьей и районом
Борчалы, где он провел свое детство. Эта сильная национальная культура дала ему
идентичность, которая не жертвовала бы национальностью ради науки и наукой ради
национальности. Селахеддин Халилов - философ, ученый и мыслитель,
которого необходимо рассматривать и анализировать с разных сторон. Собственно
говоря, его внимание к текущим проблемам общества, в котором он живет, его
взгляды на проблемы Азербайджана, тюркского и исламского мира в сегодняшних
условиях, его профессиональные занятия в области философии и, наконец, его
стиль являются проблемами об этом следует поговорить отдельно. Диалектика
Востока и Запада в философии Салахаддина Халилова А.Н. Чумаков Д.ф.н..
профессор, Московский государственный университет (Россия) Международный
симпозиум, посвященный 70-летию оригинального мыслителя и неординарного
философа Салахаддина Халилова – событие особой значимости. И не только потому,
что в его многогранной деятельности как в зеркале отразилась эпоха исторических
разломов и потрясений, в которую ему довелось родиться, жить и реализовать свой
творческий потенциал. Он еще и яркий представитель как Востока, так и Запада,
поскольку пришел к философии, а теперь уже и к своему философскому акме, на
границе Европы и Азии, что во многом повлияло на направленность его философских
взглядов. З. Бжезинский не без основания назвал этот регион «Великой шахматной
доской», поскольку здесь тесно переплелись многие геополитические интересы.
Отсюда философское творчество С. Халилова заслуживает особого внимания еще и
потому, что в нем содержится глубокий анализ противоречивых отношений Востока и
Запада. В итоге, мы имеем дело с философией диалектического единства восточного
мудреца и западного интеллектуала, во взглядах которого гармонично сочетаются
объективное и субъективное, частное и общее, случайное и закономерное. При этом
принципиальное значение имеет и то, что С. Халилов родился в самом начале
второй половины XX века. 70 лет, прошедшие с тех пор, по количеству и масштабу
беспрецедентных событий, по их значимости для мирового развития и насыщенности
в данный период времени – это целая эпоха, которая сопоставима с такими
поворотными пунктами в истории человечества, как «Осевое время» или «Эпоха
Великих географических открытий». Только на этот раз в силу исторического
ускорения времени череда кардинальных изменений и революционных перемен заняла
не несколько столетий, а лишь семь десятилетий. И все это пришлось на жизнь одного
поколения, ярким представителем которого Салахаддин Халилов как раз и является.
К тому же он был в самой гуще и активным участником не только
научно-образовательной жизни, но и социально-политических событий, связанных со
становлением государственности Азербайджана, которое сопровождалось серьезными
социально-политическими потрясениями. Здесь ответ на вопрос, почему в его
творчестве тема научно-технического прогресса со временем уступает место
проблемам гуманитарным, духовным, а также отношениям Востока и Запада, диалогу
цивилизаций. При этом его естественнонаучная база, философское отношение к
жизни и богатый жизненный опыт составляют единое целое, а анализ актуальных
проблем представлен, как правило, в контексте современной глобализации. Это
важно подчеркнуть, поскольку те глубокие противоречия, которые сегодня
характеризуют современный мир и, в частности, отношения Востока и Запада, не
могут быть преодолены иначе, как посредством диалога и поиска компромиссов. Как
раз об этом и говорит С. Халилов, отмечая необходимость учитывать тонкое, но
весьма значимое различие между Востоком и Западом, которые, по его мнению, «в
некоторых моментах подобно сравнению искусства с наукой. Восток созвучен с
искусством, Запад – с наукой», – замечает он. Диалог на таких основаниях может
и должна обеспечить мировая политическая и деловая элита, а также люди науки и
философии, которые имеют соответствующее мировоззрение и обладают необходимыми
знаниями и опытом. Ярким представителем именно этого круга людей является С. Халилов,
поскольку не только обладает всеми необходимыми для этого качествами, но и
занимает активную жизненную позицию, основанную на лучших традициях гуманизма,
просвещения и реализма. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ С. ХАЛИЛОВА
И СОВРЕМЕННЫЙ МИР Ж. Урманбетова Кыргызско-Турецкий университет «Манас» В
своем докладе мне хотелось бы остановиться на трех проблемных вопросах: -
специфике современного мира и любви как безусловной ценности; - культурных
традициях Востока и Запада в преломлении сегодняшних реалий; - философии любви
С. Халилова в контексте необходимости духовного
преображения. Первый аспект. Современный период развития представляется некой
буферной зоной между некогда традиционным стабильным миром и новыми
проявлениями реальности. В настоящее время весь мир задумывается о том, каким
он будет после пандемии, вернее каким его увидят человек, общество, нация,
государство. Что изменится и изменится ли вообще? Изменятся ли ценностные
ориентиры, способы человеческого существования в этом полном противоречий мире?
И логичен вопрос – что поможет, а что отвлечет или что может отбросить назад? В
этом отношении современный мир не просто противоречив, он проецирует совершенно
новую постпандемическую реальность. Если раньше философы, вопрошая о кризисе,
рассуждали в контексте рационализма, то в настоящем кризис самого рационализма
налицо. Соответственно в настоящем акцент смещается в сторону преобразования
смысла жизни и специфики существования в новых обстоятельствах. Мир – это
по-прежнему объективная реальность или некая матрица? В этой связи
актуализируется значение так называемых безусловных ценностей, которые разбудят
инстинкт самосохранения человека. Система безусловных ценностей является базой
смыслов, символов, которые формируют механизмы их реализации в мире человека.
Это означает, что современный кризис являет собой экзистенциальный кризис,
поскольку он затрагивает смысл существования человека. Пути выхода должны с
неизбежностью предполагать обновленный способ бытия, переоценку ценностей как
безусловную необходимость, как ответ на предъявленный человечеству вызов. И в
этом потоке вопрошания одним из смысложизненных выступает вопрос о любви как
силе, способной творить чудеса. Неслучайно Р. Тагор некогда изрек, что Любовью
мир рождается, любовью он содержится, любовью он движется и в любовь вступает.
Любовь в данном случае представляется не просто одним из смысложизненных
ориентиров человеческого существования. Любовь – это не просто безусловная
ценность, это определенная парадигма отношения к жизни, в целом – к бытию, к
человеку как сути этого бытия. Это основа человеческого существования. Вместе с
тем, сейчас понятие любви рассматривается в различных плоскостях. С одной
стороны, это основание осмысленной человеческой жизни, символ духовного
проявления; с другой – в практической реальности обнаруживается дифференциация
различных смыслов, форм и проявлений любви в контексте глобального мира. Тем
самым любовь можно провозгласить основой наполненной человеческой жизни,
одновременно низвести ее до самых низменных проявлений человеческого существа в
контексте рыночной парадигмы. Второй аспект. Второй, очень важный концепт – это
соотношение Востока и Запада как двух традиций в истории человечества, двух
культурных систем, образов мышления и жизни. До ХХ века включительно этот
концепт был обсуждаем, каждый раз обновляя свою парадигмальность в соответствии
с особенностями исторических эпох. В настоящем, когда глобализация стала
преподноситься объективной тенденцией бытия, на первый план вышла философия
космополитизма как некий универсальный принцип существования в мире. В этой
связи, так называемые универсальные ценности, окутали нашу жизнь, стирая грани
и различия национальных культур. Тем самым современные Восток и Запад не
являются средоточием классических традиций, обнаруживая совместимость подходов
к различным проявлениям человека и бытия. Вместе с тем, в качестве реакции на
глобализацию усилились процессы национально-культурной идентификации. Мир
дискретен, но все же культурная идентичность так или иначе затрагивает понятия
Востока и Запада. В этом отношении данный концепт возможно будет претерпевать
некоторое обновление. Третий аспект. Обозначенные два фактора проецирует
специфику современного мира, которая формирует вызовы исторической эпохи.
Вызовы с необходимостью способствуют формированию ответов. В этой связи имеет
смысл обратиться к исследованию феномена любви с философской точки зрения С.
Халиловым. Это исследование интересно тем, что позволяет сравнить восточную и
западную концепции любви в приложении к сегодняшнему дню. С.Халилов и сам
уточняет, что в настоящем Восток и Запад выступают уже несколько
модернизированными понятиями, именно поэтому в раскрытии существа восточной
концепции он употребляет понятие «классического Востока». Основной акцент в
сравнительном анализе делается на специфике культуры мышления Востока и Запада,
и в этом видится источник различия не только в понимании, но и воплощении в
реальности (я базировалась на его книге «Любовь и интеллект 2009 г.). С одной
стороны, обращение С.Халилова к философской интерпретации феномена любви можно
рассматривать как интуитивный поиск безусловных ценностей, способствующих если
и не кардинальному переходу от технологического детерминизма к возрождению
гуманизма как парадигмы мышления и существования, то во всяком случае некоторому
духовному очищению и восхождению на более высокий уровень интерпретации смысла
бытия. В этом отношении любовь рассматривается как субстанция духовности, без
которой рассуждать о человеке бессмысленно. С другой стороны, это
методологический прием, проецирующий философию понимания. Именно поэтому
рассматривается целый спектр проблем любви. При этом автор выстраивает
изложение в контексте сравнительного анализа подходов Востока и Запада к
феномену любви в различных ипостасях. На мой взгляд, наиболее полнокровное
определение любви как общего переживания души, проистекающее из классической
восточной традиции, позволяет интерпретировать различные концепты. Понимание
любви как тождества, любви как дополнения рождает различие смыслов.
Гносеологический, аксиологический и практический аспекты любви, рассмотренные
С.Халиловым в его монографии, в совокупности представляют системный анализ
феномена любви, и в итоге рождают философский взгляд на любовь не только и не
столько в контексте этики, а как целостность, оказывающую влияние на различные
проявления человека. Здесь на ум приходит замечательная фраза из книги о том,
что «профессионализм в любви недопустим». Профессионализм исследователя любви
приводит к заключению о значимости любви как духовной составляющей человека,
выступающей доминантой в системе различных смыслов. ПОНИМАНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СЕЛАХАТТИН ХАЛИЛОВА Мустафа Гюнай резюме. Когда мы смотрим на «человеческое состояние» в
первой четверти 21 века, становится ясно, что мы сталкиваемся с огромными
проблемами. Среди этих проблем на первый план выходят проблемы, связанные с
культурой и цивилизацией. Можно сказать, что проблемы, связанные с культурой и
цивилизацией, занимают важное место в философских исследованиях Селахаттина
Халилова. Мы можем обнаружить, что особенно концепции «Востока» и «Запада» и
отношения между двумя разными цивилизациями, выраженные этими концепциями, и
поиски синтеза очевидны в его философском подходе и его исследовании культурных
проблем, которыми он занимался с самого начала. прошлое к настоящему с
историческим подходом. Утверждая, что при сравнениях и оценках восточной и
западной цивилизаций нельзя забывать об изменениях, которые эти цивилизации
претерпели в историческом процессе, Халилов обращает внимание на ошибочность
представления о том, что Древний Восток и Современный Восток — это одно и то
же. Говоря о том, что западное понимание Запада основано на двух неверных
положениях, Халиов утверждает, что одно из них вытекает из географических
критериев, а другое — из их подхода к истории цивилизации. Констатируя на
основе исторических данных, что подъем в области цивилизации возможен лишь при
синтезе восточных и западных ценностей, Халилов обращает внимание на то, что с
тех пор, как Запад стал могущественным и ведущим, восточные страны еще не
удалось добиться надлежащего синтеза в современный период. Согласно Халилову,
утверждавшему, что цивилизация, помимо национального и религиозного характера,
охватывает все человечество, «направление цивилизации — от человека к обществу.
Цивилизация – это прежде всего процесс организации и расширения возможностей
общества. Халилов констатирует, что смысл цивилизации нельзя сводить к
религиозным ценностям, что не бывает разных цивилизаций, основанных на разных
религиях. Отвечая на политизацию и идеологизацию религии за пределы
индивидуальной духовности, Халилов считает недопустимым делать религиозные
убеждения и ценности продолжением каких-то интересов. Важной
основой халиловского понимания культуры является его понимание истории. С его
пониманием истории связана и идея и идеал культурного синтеза Халилова,
выдвинувшего оптимистический подход к истории человечества. Именно философская
мысль будет направлять шаги, которые необходимо предпринять, чтобы
интегрировать восточные и западные ценности и превратить в реальность новый
идеал человечества. Подчеркивая, что реальное развитие в социальной и
культурной сфере было бы невозможно без философской основы, Халилов также
констатирует, что усиление и преобладание прагматизма, как на Востоке, так и на
Западе, представляет опасность для философии. Считая, что недостаточно отдавать
приоритет практическим наукам и логическому рациональному мышлению о будущем
человечества и глобальных проблемах, Халилов напоминает, что искусство и
литература также выполняют важную функцию в самопознании человека и определении
его направления. По его словам, искусство и литература, а также наука, эмоции,
а также разум и логика имеют место в понимании проблем будущего цивилизации и
поиске решений. Халилов подходит к проблемам человечества и цивилизации
целостно. Великие проблемы человечества также закладывают основу депрессии
нашего века. С другой стороны, поиск выхода из депрессии, опираясь на
этнические или религиозные элементы и действуя с дискриминационными
представлениями в этом отношении, вызывает новые кризисы/депрессии. Вклад в
далекий идеал (мировую цивилизацию) с осознанием культуры и истории также будет
источником надежды на преодоление нынешнего кризиса. В этом контексте идеи,
выдвинутые Халиловым, вносят важный вклад в укрепление надежд и идеалов на
будущее цивилизации, а также в понимание проблем, с которыми мы сталкиваемся.
Сравнение критики Салахаттином Халиловым материалистического аспекта
современной западной цивилизации и взгляда Сорокина на систему чувственной
высшей культуры Фахри Атасой РЕЗЮМЕ Современная западная цивилизация - это
реальность, которая оставила свой след в последних веках человечества. В
истории человечества мы сталкиваемся с разными социальными единицами. Основные
критерии различия между ними много обсуждались, и эти критерии пытались
классифицировать по разным наименованиям. Учитывая, что современная западная
цивилизация достигла своего пика, на первый план вышли
универсалистско-прогрессивные теории и во времена кризиса внимание привлекли
циклически-культурные теории. В этом контексте на первый план также вышла
дихотомия Востока и Запада. Современный азербайджанский турецкий философ
Селахаттин Халилов рассуждает об этапах развития человечества на философской
основе. В мире есть периоды и общества, которые способствуют человечеству и
производят знания и цивилизацию. По мнению Халилова, Восток является первым
центром возникновения знаний и цивилизации. Сегодня первые примеры человечества
в культуре и цивилизации видны в географии, называемой Ближним Востоком. В
таких географических регионах, как Египет, Месопотамия и Анатолия, можно
увидеть первые следы цивилизации. Харран и Гёбекли-Тепе являются конкретными
примерами этого. Есть цивилизации, которые выходили на передний план или время
от времени опускались в событиях, которые происходили до сегодняшнего дня.
Западная цивилизация добилась успеха, достаточно убедительного, чтобы повлиять
на весь современный мир. Халилов считает, что в этом успехе чего-то не хватает.
Эти недостатки на самом деле есть на Востоке, и их нужно открыть заново и
представить человечеству. Эти взгляды Халилова напоминают теорию
российско-американского социолога Питирима А. Сорокина о системах высшей
культуры. Сорокин говорит о трех системах, которые доминировали в обществах и
культурах в истории человечества. По его словам, западная цивилизация
пренебрегла духовностью и вошла в господство материалистически-чувственной
системы. Критика Халиловым доминирующего менталитета современной западной
цивилизации вызывает в памяти взгляды и определения Сорокина. Хотя концепции
Востока и Запада показывают мир на двух полюсах, у них есть черты, которые
будут дополнять друг друга.
Добавил в систему: Чумаков Александр Николаевич
Yazının mənbəyi: https://istina.msu.ru/conferences/435808706/?fbclid=IwAR3JxHY9t061c1Jd8nZ_O9DnaS9QXWIc3bGyxvgQGtEK7qGqTl-JDLJSL3o
Foto:https://www.facebook.com/photo/?fbid=210702012632048&set=pob.100009751114217